Переосмысление прошлого

С героями нашего сегодняшнего тестирования реликт советских времён роднит в первую очередь географическое происхождение. Продукция под брендом Arslab, принадлежащим нашей небезызвестной компании «Аудиомания», выпускается именно в Риге. В 2013 году для Arslab здесь был организован полный цикл собственного производства, главным инженером и техническим директором которого, стал, между прочим, Виктор Лагарпов, долгое время работавший главным инженером завода Radiotehnika.

В рояльном лаке колонки смотрятся не так провокационно, но ничуть не менее эффектно

Однако местом рождения, характерными деталями экстерьера и числом «90» в названии сходство двух акустических систем, по сути, и ограничивается. Дальше начинаются различия, причём весьма существенные.

Во-первых, в отличие от фазоинверторного духовного предка, Arslab Superb 90 собраны в закрытых ящиках. Соответственно, даже об отдалённом сходстве в характере звучания, по крайней мере на басах, забыть можно сразу.

В процессе написания материала пришла новость, что «Аудиомания» выделяет линейку акустики Old School в отдельный бренд

Корпуса объемные, и по нынешним временам, так сказать, неформатные: эдакие огромные полочники высотой 65 сантиметров. Чтобы расположить их на оптимальной высоте, потребуются невысокие стойки, вроде 40-сантиметровых Cold Ray C3. Помимо динамиков, на фронтальной панели имеется крупный шильдик с броским оранжевым логотипом «Old School», а также галетные переключатели корректировки АЧХ на средних и высоких частотах. Кстати, забегая немного вперед, скажу, что в отличие от подобной системы в советских S-90, в нашем случае лёгкая частотная коррекция (± 2 дБ) на характере саунда практически не сказывается. Пожалуй, лишь при поднятии средних частот низкий женский вокал иногда может показаться чуть менее бархатистым.

Корпуса жесткие и прочные, с отличным качеством отделки. Вариантов оформления три: чёрный матовый, чёрная или оранжевая лакировка. Последний вариант явно припасён для людей эмоционально ярких и внутренне свободных. И, между прочим, в соответствующем интерьере смотреться он будет просто роскошно. Однако красота требует жертв, в нашем случае 25 500 рублей — именно столько придётся доплатить за глянцевый корпус независимо от цвета.

10-дюймовый драйвер Wavecor с пониженной частотой собственного резонанса

Система трёхполосная, и с первого взгляда обращает на себя внимание внушительный десятидюймовый НЧ-драйвер, который интересен он не только могучими размерами, но и выдающимся, во всех смыслах этого слова, подвесом. Это длинноходовый басовик производства Wavecor, специально разработанный для закрытого акустического оформления. Драйверы для работы в «закрытом ящике» сложнее в производстве и дороже своих собратьев, поскольку должны обладать как можно более низкой частотой собственного резонанса.

Могучий подвес обеспечивает большой ход звуковой катушки, а чтобы она при этом не вылетала из магнитного поля, применена магнитная система с вытянутыми вперед фланцами

А конкретно эта головка любопытна ещё и применением технологии Balance Drive. Сущность её заключается в использовании магнитной системы особой формы, сохраняющей стабильность воздействия магнитного поля даже при значительном смещении звуковой катушки. Шестидюймовый среднечастотник тоже производства Wavecor, а рупорный твиттер с шелковым куполом родом из Morel.

Потенциал контрабаса

Прослушивание я начал, разумеется, с треков ранних 90-х, а именно «Matters of the Heart» Tracy Chapman. Спокойный вокал Трейси, наполненный очень специфичными обертонами, зазвучал на удивление пластично и сбалансировано. При этом в нем не было и следа ватной мягкости, что подтверждали и струны её гитары — вибрации каждой из них воспринимались совершенно отчетливо и не замазано. Может быть даже чуть-чуть подчеркнуто. Однако воспроизведение в целом казалось на редкость монолитным, гармоничным и на удивление открытым. Такое чувство гораздо чаще возникает при прослушивании винила на высококлассном тракте, чем при общении с CD.

Среднечастотник оснащен фазовыравнивающим телом, в просторечии — пулей

Еще одно яркое ощущение — роскошная работа в басовом диапазоне. Чтобы разобраться с низами как следует, ставлю Кристиана МакБрайда (Christian McBride), так как лучше хорошо записанного контрабаса, потенциал закрытого ящика ни что, пожалуй, не раскроет. Бас у представителей старой школы оказался очень внушительным, а для акустики их ценовой группы, рискну сказать, образцовым. Быстрые атаки отрабатываются без малейших потерь динамики, сложная тембральная структура музыкального материала не упрощается. Бас плотен, конкретен, но при этом не пытается конкурировать с другими частотными составляющими — его именно столько, сколько должно быть. Внушительность и точность НЧ особенно ощущается на клубных треках, в которых обилие баса создаёт не только опасность «не прокачать» его, но и риск захлебнуться в вязких массах нечленораздельного гудения. В нашем случае даже на внушительной громкости низкие частоты остаются под полным контролем.

Действие корректоров АЧХ куда менее радикально и линейно, чем показано на рисунках рядом с ними, зато принцип работы понятен всем и сразу

Теперь о звучании в целом. Рупорные пищалки не грешат характерной окраской, да и диаграмму горизонтальной направленности зауженной я бы не назвал. Однако чтобы добиться правильного построения музыкальной сцены, с ориентацией колонок в пространстве стоит поработать. Даже если колонки не развернуты на слушателя, мягкие купола выдают довольно яркий для шёлка звук, однако поворот акустических осей заметно влияет на позиционирование и масштаб элементов звукового пространства.

Итог

Итак, подведём небольшое резюме. У акустики, безусловно, есть определённый звуковой почерк — открытый, свободный и в меру яркий, однако о жанровых ограничениях речи не идёт. На нашем интернациональном сетапе из японского источника, норвежского преда и 500-ваттного канадского усилителя мощности верхняя середина и высокие звучали не то чтобы ярковато, скорее оживленно.

Бивайринг не предусмотрен, да, пожалуй, и идейно чужд «старой школе»

Но тут надо понимать, что для построения филигранного саунда, корректно сохраняющего подобные нюансы нужен и соответствующий тракт. В нашем случае сквозное двойное моно с балансными интерконнекторами и компонентами, каждый из которых в отдельности заметно дороже испытуемой акустики. Кстати, в интерпретации тестовой системы временами возникало ощущение, что на фоне бодрой динамики и достойной микродинамики саунда, скрипичные обертона или тонкие нюансы колоратурного сопрано Анны Нетребко немного растушевываются.

В реальной жизни Old School Superb 90, скорее всего, попадет в несколько менее изысканное окружение, и уж тут никаких поводов для придирок к себе акустика наверняка не допустит. Главное помнить, что добыть правильный динамичный бас из закрытого ящика объемом под 80 литров и чувствительностью 86 дБ по силам далеко не каждому усилителю. Контроль баса должен быть абсолютно уверенным.

В тестировании использовались другие компоненты, но в плане дизайна (да и звучания) Electrocompaniet подходит к Old School действительно очень неплохо. Может, потому что норвежцы и сами делают колонки в закрытом оформлении?

Ну а в общем Superb 90 отлично характеризует фраза их разработчиков: «Прекрасный образец того, как делали бы колонки в прошлом, если бы обладали знаниями и технологиями современности». От себя добавлю: «Но, не смотря на это, не утратили бы духа свободы и чувства большого звука».

Рекомендованная цена: 126 650 рублей.

Плюсы: Быстрые, мощные и достаточно глубокие басы, открытая и живая подача вокала, безупречное качество отделки и сборки корпуса, а также стильный, неординарный дизайн.

Минусы: Несмотря на отсутствие жанровых ограничений, звуковой почерк и внешний вид колонок подразумевают определенный стиль восприятия — не столько музыки, сколько самой жизни.

График импеданса (здесь и далее измерения предоставлены производителем)Изменения АЧХ при переключении фильтра высоких частотИзменения АЧХ при переключении фильтра средних частот

Тестовый сетап:

Источник: SACD/CD-плеер Esoteric X-03

Трехполосная акустическая система

В этой статье будет рассказано и показано как из различных старых запчастей советских звуковых колонок и электротехнических деталей можно изготовить трехполосная акустическая система удовлетворительного качества. Основной задачей автора при сборке системы, было желание сделать качественную вещь по минимально возможной цене.
Материалы и детали, которые были задействованы для сборки трехполосной акустической системы:
-динамики низкой частоты 25гд26
-динамики средней частоты 3гд8е
-высокочастотные динамики 10гдв-35

-фильтр от с90
-корпусы других звуковых устройств
-деревянные бруски
-болты, саморезы
-клей ПВА
-наждачная бумага
-ДСП
-грунтовка
-герметик
-различные инструменты
и другие детали, которые вы можете заметить на приведенных ниже фотографиях.
Рассмотрим подробнее, что именно повлекло автора заняться этой самоделкой, а так же сам процесс сборки трехполосной акустической системы.
В настоящее время в магазинах торгующих электроникой можно найти огромный выбор разнообразных акустических систем, в том числе активных. Но бюджетная ценовая категория таких систем, несмотря на свой приятный вид, в основном имеет не совсем хорошее звучание, которое не дотягивает до проверенных временем советских звуковых колонок, таких как С30 и С50.
Поэтому целью данного проекта было создание добротной самодельной акустической системы, которая будет надежно работать и иметь достойные звуковые показатели, затратив при этом минимальное количество средств, используя детали, которые можно достать по самым низким ценам на барахолках. В итоге собрав все необходимые материалы, автор приступил к созданию своей акустической системы
Основой любой акустической системы являются динамики. Динамики, которые удалось заполучить автору, были в потрепанном состоянии, так как динамики средней частоты, например, были взяты от устаревшего радиоприемника, который не использовался в течение около 20 лет и все это время стоял на чердаке у приятеля автора. Примерно такая же ситуация была и с динамиками высокой частоты, которые были взяты от системы с90, как и некоторые другие детали. Поэтому первым делом автор приступил к их обновлению и приведению в надлежащее работоспособное состояние. К примеру, низкочастотные динамики 25гд26 собирались из нескольких штук, при этом катушки, естественно, были намотаны заново. Для их намотки был использован провод максимального возможного диаметра, а проводящие косички сделаны длиннее, что в итоге положительно отозвалось на четкости звучания.
Когда основная функциональная часть будущей акустической системы была приведена в порядок, автор принялся за создание подходящего для этой системы корпуса. В качестве материалов для корпуса системы были использованы части корпуса различных акустических устройств и в частности прошлых самоделок автора. Эти корпуса были разобраны, после чего из края были зачищены для последующей новой сборки.
Работа, проводимая над созданием корпуса, хорошо отражена в приведенных фотографиях.
Для скрепления различных частей корпуса были использованы как клей ПВА, так и саморезы с брусками.
[
Задняя стенка корпуса системы собиралась из части корпуса другого устройства и листа ДСП. В итоге стенка получилась около 40 мм толщиной и была дополнительно укреплена. В качестве придания дополнительной жесткости, была использована поперечная рейка, которая послужила своеобразным ребром.
Все детали были ошкурены, сам корпус зашпаклеван и промазан герметиком. Так же производились работы по грунтовке и оклейке корпуса устройства. Кроме того, для того чтобы снизить вибрацию при работе устройства, внутренняя часть корпуса была ватином.

В итоге полученная система по субъективной оценке самого автора, легко переигрывает такие системы как «микролаб соло 6» и многие другие аналоги этой ценовой категории и не только.
Сам звук вполне четкий, и динамики средней частоты звучат хорошо. Так же хватает и ВЧ динамиков. Низкочастотные динамики так же звучат достаточно четко и не размазывают звучание во много благодаря ЗЯ.
Мощность при номинальных нагрузках составляет порядка 25 ватт, а максимальная около 70 ватт, при этом динамики работали так же четко. Таким образом, при сравнительных испытаниях система показала себя намного лучше, чем с 50.
Поэтому всем любителям музыки, разбирающимся в электронике и имеющим достаточное количество времени, автор советует попробовать самим собрать подобную систему и убедиться в возможности качественного звука за невысокую цену. Кроме того, вещи, созданные своими руками, ценятся больше как для себя самого, так и для окружающих, считает автор.

Общий взгляд на трехполосную акустику

Акустические системы трехполосные от Mystery

Как правило, мнение профессионалов и экспертов в области хорошего звука всегда на стороне 3-полосной акустики. Это не аксиома, но большинство из них сходятся в едином понимании того, что такая акустика идеально подходит для профессионального понимания.
Итак:

  • В первую очередь, начнем с того, что наличие сабвуфера(см.Как сделать сабвуфер: дельные советы) – это обязательный вариант в любой акустике и та же двухполосная акустика уже становится 3-полосной, а последняя уже 4-полосной.
  • Сабвуфер в двухполосной системе – это важнейший динамик и без него данный вид акустики воспроизвести хороший и качественный звук просто не в состоянии.

Примечание. Сабвуферы нужны для того чтобы хорошо отрабатывать басы. В автомобиле частенько возникают трудности с инсталляцией саба, в связи с ограничением пространства салона.
Кроме того, важнейшее значение имеет правильное расположение басовика, в противном случае никакой пользы от установки не будет.

  • Появление 3-полосной акустики и вызвано как раз тем, что сабвуфер устанавливать немного сложно. Но это вовсе не означает, что трехполосная акустика без проблем играет без саба.
    Но она обходится без него, ведь с информативными басами вполне справляется. Кроме того, если размер головок басовой секции 200 мм или даже больше, то сабвуфер использовать и не обязательно вовсе. С другой стороны, любителям музыки, которая так сказать «колбасит», без этого динамика не обойтись.
  • Преимущество 3-полосной акустики проявляется и в том, что она подразумевает более правильную акустическую сцену. Так, большая часть формировки звуковой сцены в салоне автомобиля возлагается на пищалки, которые играют в полный рост выше 5 кГц.
    3-полосная система в данном случае актуальна, так как подразумевает наличие среднечастотника, захватывающего часть диапазона и мидрейнджера, максимально мобильного в тесном салоне машины.

Трехполосные акустические системы Hertz

  • В трехполосной акустической системе увеличены басовики. Эти самые большие низкочастотники вносят меньше искажений из-за того, что имеют большой размер.
  • В трехполосных системах используются лучшие по качеству кроссоверы. Они и сложнее и больше. Имеют такие кроссоверы два фильтра низких частот и столько же фильтров, пропускающих ВЧ.

Разница между двух- и трехполосной акустикой

Что лучше трехполосная акустическая система или двухполосная

Двухполосный или трехполосный? Вечная борьба на всех этапах соревнования, которая идет, если честно, с переменным успехом.
Каждой из этих систем уделено свое место. Если трехполосная система намного сложнее двухполосной и более точнее из нее выходит звук, то и установка значительно труднее и не каждому по плечу.
Но обо всем поподробнее:

  • Для начала в точности уясним, а какую из систем надо называть 3-полосной, какую 2-ух? Наличие саба, как и говорилось выше, актуально в обоих случаях. В количество полос он не входит.

Примечание. Любая трехполосная акустическая система состоит из мидбаса, среднечастотника и высокочастотника. Двухполосная система же состоит из одного динамика, воспроизводящего мидбас и СЧ, а также высокочастотника.

  • По умолчанию в трехполосной системе лучше звуковая сцена, чем в двухполосной акустике. Именно СЧ динамик несет основную часть так называемой «пространственной» информации.
    Он заметно компактнее мидбаса по размерам и дает уникальную возможность установщику поместить его оптимально направленно.

Примечание. СЧ динамик не потребует объемного акустического оформления, как мидбас. По сути, это означает, что его можно установить где угодно.

  • В качестве места для установки среднечастотника трехполосной акустики часто выбирают топредо, реже стойки автомобиля и двери.
  • Общая диаграмма направленности в трехполосной системе гораздо более предсказуема, чем двухполосная. В этой акустике каждый динамик(см.Как выбрать динамики для автомагнитолы своими силами) является отдельным звеном, но солирующим с остальными, которым и передает свою музыкальную «эстафету» по частоте.
  • Трехполосная акустика мощнее двухполосной по вполне понятным причинам. Эта система способна создавать большее звуковое давление и громкость звука идет практически без искажений.

Разница между видами акустики

  • Трехполосные системы гораздо дороже двухполосных, как по затратам на покупку, так и по стоимости установки. Монтаж трехполосной акустики вообще для многих неприемлем, и поэтому ими отдается предпочтение двухполосным акустическим системам.

Примечание. Сложность установки трехполосной системы заключается, в первую очередь, в кроссовере, который на стадии установки представляет собой такую проблему, что его лучше выбросить и подобрать новый. Дело в том, что штатный трехполосный кроссовер способен функционировать только при идеальном варианте размещения динамиков, то есть на одинаковом расстоянии от слушателя, а в салоне автомобиля достичь этого довольно сложно.

  • Установка трехполосной системы сложна еще и тем, что установщик должен иметь хороший музыкальный слух. Кроме того, на плечи установщика ложится и забота о наличии специального инструментария, в этом случае особого и трудно находимого.
    И такой специалист, разумеется, не обойдется дешево. Доверять же монтаж такой системы кому попало очень опасно, так как риск испортить акустику в этом случае вдвойне велик, чем в случае с двухполосной.

Что же делать? Отказаться из-за сложности установки от сложной трехполосной системы в угоду двухполосной?
Ответ неоднозначен и скорее всего, зависит это от того, насколько владелец будущей акустики понимаем трудоемкость процесса монтажа и его затратность. Если он обязательно хочет слушать музыку с превосходным звуком, без каких-либо искажений, то придется сделать выбор в пользу 3-полосной акустики, и это будет правильным решением.
Установить трехполосную систему своими руками очень сложно, хотя в сети и можно найти подходящие инструкции, как это сделать. В процессе монтажа поможет просмотр видео и фото – материалов.
Как и говорилось выше, цена на установку такой акустики довольно высока, поэтому провести все самому выгодно, но очень рискованно.

Трехполосная полочная акустика Arslab Old School Superb 90: то, что рокер прописал!

То, что рокер прописал!

После тестов полочников и напольников Arslab появилась убежденность в общем правильном подходе фирмы к разработке, выбору комплектующих и построению акустических систем в заданном конструктиве и ценовых рамках. Но это были колонки, вписывающиеся по размерам и конструкции в современные каноны. Поэтому было очень интересно узнать, насколько удалась акустика в нестандартном по нынешним временам конструктиве полочников, которые не поставишь на полку и которые по объему заткнут за пояс многие современные «столбики». Хотелось оценить звучание трехполосников в оформлении «закрытый ящик».

Здесь колонки поставлены на пол к столику и пальме, чтобы вы могли оценить их истинные физические размеры

Монументальный внешний вид и большая масса Arslab Old School Superb 90 намекают, что со звучанием всё должно быть хорошо. Люди, переставшие называть себя молодежью, могут оценить этот дизайн как классический и вспомнить примеры из своей молодости. Ностальгия усугубляется широкой лицевой панелью, расположением на ней динамиков и присутствием «крутилок» регулировки ВЧ и СЧ с графиками, поясняющими влияние регулировок на АЧХ. И последний штрих — табличка с надписью «Old School», набранная олдскульным шрифтом. Для тех, кто еще не понял. Я понял сразу и заочно влюбился в эти колонки, увидев их в оранжевой отделке. На тесте побывали черные, в рояльном лаке, которые смотрятся не так экстравагантно, особенно с установленными грилями, но зато «растворяются» в интерьере вместе со стойкой для ДК с черной аппаратурой. Тем более, что в нашем случае стоять каждой колонке предстояло на черном сабвуфере.

Параметры акустики:

Диапазон частот 40—25000 Гц
Номинальный импеданс 4 Ом
Чувствительность 86 дБ
Габариты (Ш×В×Г) 340×650×400 мм
Вес одной колонки 30 кг
Cайт производителя arslab.ru

Колонки поставляются в необычной упаковке: деревянной опалубке, вокруг которой обернут плотный картон, крепящийся к опалубке винтами. Внутри находятся уже знакомые по распаковке предыдущих подопытных фирмы наполнители form-in-place — пена, отформованная по форме колонки и крепко фиксирующая ее внутри упаковки. Сама колонка упакована в мешок из мягкой синтетической ткани.

Распаковав колонку, убеждаюсь в ее монументальности уже не по фото. Вес колонки на 5 кг превышает вес напольных колонок Arslab Classic 3, она ощущается большой по всем измерениям. При осмотре не нашел, к чему придраться. Качество изготовления на высоте. Все подогнано плотно, лаковое покрытие идеально, стиль соблюден до мелочей. Единственная возможная претензия — одна пара клемм, так что биампинга не получится. Сами же клеммы — внушительного размера и удобные в пользовании.

Разобрав колонку, можно увидеть уже привычный по другим изделиям фирмы подбор комплектующих и аккуратный и грамотный монтаж. Басовый динамик — 10-дюймовый Wavecor с мощной катушкой и большим линейным ходом, СЧ-динамик — 6-дюймовый Wavecor. Оба громкоговорителя надежно обеспечивают работу в своем диапазоне без искажений, в том числе на высокой мощности. Высокочастотная полоса представлена рупорным излучателем Morel с шелковой мембраной, позволяющим добиться еще большей динамики звучания при малых искажениях.

Кроссовер собран методом навесного монтажа с использованием проводников диаметром в один миллиметр, датских катушек Jantzen и конденсаторов Mundorf, а также деталей Audiocore.

Прослушивание колонок происходило в сложной в акустическом плане жилой комнате площадью 26 м² с высокими потолками. Колонки были установлены на гранитные плиты, которые, в свою очередь, были установлены сверху сабвуферов. Конструкция получилась жесткой и устойчивой. Поскольку колонки несимметричны, в первую очередь был отслушан менее очевидный вариант: колонки с сохранением их фронтального положения к слушателю, без разворота, устанавливались «динамиками наружу», т. е. с надписью «Old School» справа для левой колонки и слева для правой. Как и ожидалось, при большом расстоянии между колонками лучше себя показала другая расстановка — с «динамиками вовнутрь», как на фото. Дальнейшее прослушивание проводилось именно в такой конфигурации. В случае близкого расстояния между колонками стоит послушать оба варианта и выбрать наилучший.

Arslab Old School Superb 90 с первых же минут подтвердили свой серьезный внешний вид монументальным звучанием. Музыка заполняет всю комнату, звук открытый с широкой сценой. При прослушивании «In the Flesh» с диска «The Wall» Pink Floyd с трудом удается побороть желание встать, как положено при звучании гимна, настолько накрывает волна звука. Аналогичные ощущения от «Live Forever» с последнего альбома Black Sabbath. Колонки с легкостью выдают хороший панч и атаку в нижнем регистре. Для рока ощутимые басы очень важны, но не всегда другой акустике удавалось сохранить мягкость их подачи. Arslab Old School Superb 90 это удается. Современные поп-рок-записи с плотными басами также звучат очень внушительно. Таков весь альбом «Rock Steady» группы No Doubt. Слушая трек «Hey Baby», трудно поверить, что сабы при прослушивании не используются. Средние частоты детальные, к воспроизведению вокала придраться не удастся при всем желании.

Для анализа более высоких диапазонов частот — а в роке никаких претензий к перкуссии не возникло — перехожу на другие жанры. При прослушивании джаза и классики отмечаю яркое звучание духовых инструментов и скрипок, но без неприятной резкости. В треке «Falling» группы The Cat Empire трубы звучат сочно и немного истерично к концу трека, как и задумано, и это не вызывает дискомфорта. Последние полминуты песни очень насыщены инструментами, перекликаются многослойная перкуссия, спокойные и нервозные трубы, синтезированная «подложка» и даже диджейские скрэтчи. На большой громкости слышно каждый инструмент, но при этом все звучит цельно. Очень ценное свойство, не всякой акустике это удается. Однако при увеличении уровня громкости на усилителе появляется крикливость и дискомфорт. Неужели колонки не справляются? Проверяю на классике, на нескольких произведениях. На очень большой громкости проявляется резкость на скрипичных соло и подобие клиппинга на оркестровых тутти. Последнее обстоятельство наводит меня на мысль заменить усилитель. Возможно, в таком помещении и на таком расстоянии от колонок до точки прослушивания (3,5 метра) при чувствительности колонок 86 дБ не справляется транзисторный усилитель мощностью 120 Вт на 4-омной нагрузке. Замена усилителя на более мощный, выдающий 200 Вт при нагрузке в 4 Ом, подтвердила мою догадку: крикливость не возникала на любой громкости, которую удалось выдержать ушам, колонки справляются. Справедливости ради, следует отметить, что на такой громкости прослушивание проводилось специально, чтобы понять пределы акустики, а на типовых громкостях прослушивания (даже с запасом) оба усилителя справляются одинаково, просто у более мощного запас по громкости больше, и это удалось услышать.

Колонки тестировались на разных стилях больше недели, и положительное первое ощущение только усиливалось. Помимо стерео с цифровых источников, было прослушано несколько виниловых пластинок. Впечатления от звука можно описать парой слов: увлекательный и комфортный. Где необходимо — взрывной, где нужна вкрадчивость — нежный, но без сглаживания и потери детальности. Вопреки ожиданиям, на малой громкости колонки звучат достаточно информативно, слушать их интересно. Также колонки работали в составе многоканального домашнего кинотеатра, и все, кто посмотрел фильмы, звуковую дорожку которых в качестве фронтальных каналов озвучивали Arslab Old School Superb 90, отметили более «обволакивающие басы» в комнате. При этом не было гудения на больших уровнях громкости, наблюдавшегося при работе на фронтах колонок в ФИ-исполнении, стоявших на тех же местах.

Всегда полезно услышать стороннее мнение, и через 10 дней прослушиваний я пригласил на замеры акустики и для уточнения, правки, пополнения моих субъективных впечатлений участника конференции, автора серьезной статьи на нашем сайте и просто моего хорошего знакомого.

При начале прослушивания было сразу же озвучено мнение, что звук теперь, по сравнению с тем, что был в моей системе в прежние визиты, мягкий и комфортный. Но после прослушивания нескольких треков было высказано предположение, что, возможно, есть «горб» на нижних частотах, из-за чего бас очень «вкусный» и «округлый», но партии басовых инструментов на разных треках теряют часть своеобразия и звучат похоже. При этом бас интересный, разборчивый, собранный — претензия к нивелированию разницы, приведению к некоему общему знаменателю. Я, честно говоря, был все это время так очарован звучанием колонок, особенно в моем любимом роке и околоджазовых стилях, например звучанием контрабаса, что не обратил внимания на эту особенность. Оставалось проверить предположение, выяснить, на каких частотах присутствует подъем, если он есть, и попытаться отделить влияние помещения от звучания колонок.

Со вторым разобрались очень быстро. Я обычно слушаю, сидя перед диваном, т. е. почти на метр ближе к колонкам и настолько же дальше от угла комнаты. На слух эксперт отметил, что при более близкой точке прослушивания часть претензий снимается, но не все. Измерения подтверждают разницу АЧХ в двух точках прослушивания и наличие подъема в АЧХ с пиком около 40 Гц на красном графике (ближе к стенам):

Осталось отделить вклад помещения от звучания колонок в точке прослушивания. Выдвигаем одну колонку в центр комнаты и делаем замеры в ближнем поле (60 см).

На графике виден «горб» с пиком на 55 Гц с дальнейшим провалом на средних частотах. Провал на слух в комнате себя никак не выдает — возможно, колонки и не рассчитаны на прослушивание в ближнем поле, а в более благоприятном помещении в дальнем поле этот провал будет сглажен на графике. К тому же есть возможность воспользоваться регулировкой СЧ ±2 дБ. А вот горб на НЧ и позволяет колонкам выдавать такой низкий и «вкусный» бас. Очевидно, что в кроссовере уровень звучания низкочастотного динамика завышен и это позволяет ему звучать очень низко на типичных громкостях прослушивания. При проверке на слух генератором частот даже 35 Гц звучат хорошо различимо, также слышны и 30 Гц, но уже, конечно, с очень сильным ослаблением.

Для окончательного уяснения вопроса снимаем еще ближе (20 см) и направляем микрофон только на низкочастотный динамик.

Измеряем влияние на звук регулировок СЧ и ВЧ на передней панели. Тут все по эталону, как и нарисовано в поясняющей табличке на колонке.

В заключение измеряем и прослушиваем в трифонике с сабами. Сабы этим колонкам ни к чему — по крайней мере, в типовой незаглушенной комнате.

Что касается точек прослушивания, то для просмотра кино больше подходит более дальняя и «басовитая», а для прослушивания музыки — ближняя.

Влияние усиления и помещения выяснить удалось. Осталось выяснить влияние источника. Меняем мультибитный ЦАП на дельта-сигму. Звучание скучнеет, образы прилипают к колонкам и перестают заполнять всю комнату. В то же время, звук, потеряв часть «жира» и сдвинувшись в сторону мониторного, стал менее басовитым, и отчасти, учитывая трудное помещение, это даже в плюс. Но слушать такой звук долго неинтересно, он плоский и неувлекательный. Главное, что колонки способны сполна показать разницу источников — ранее я такую разницу мог услышать только в наушниках. Информативность, способность к передаче нюансов здесь на высоте. И это не противоречит тому, что колонки звучат масштабно, широкими мазками и хлестко. Вот такая смесь казалось бы несочетаемых свойств.

Графики перестали меня расстраивать, как только я про них забыл. Я так «прикипел» к колонкам, что теперь просто слушаю Arslab Old School Superb 90 и получаю удовольствие, поскольку решил приобрести именно эту пару в личное пользование. Но слушаю в правильной точке прослушивания!

Достоинства колонок. Увлекательный, масштабный, басовитый звук. Широкая сцена. Отличная перегрузочная способность. Необычный и броский дизайн. Качественное изготовление. Возможность отрегулировать уровень высоких и/или средних частот под особенности помещения. Нетребовательны к месту установки в помещении.

Недостатки колонок. Колонки требовательны к усилителю и источнику. Раскроются в большом помещении. Басовая подача устроит не всех.

В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор полочных колонок Arslab Old School Superb 90:

Наш видеообзор полочных колонок Arslab Old School Superb 90 можно также посмотреть на iXBT.Video

Рубрики: IT

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *