О настройках фотокамеры

Как вы знаете, есть три “кита” – три очень важных экспозиционных параметра кадра, которые должен знать и уметь установить любой уважающий себя фотограф. Это: диафрагма, выдержка, светочувствительность (ISO).

Частенько забывают про еще одну настройку, не меньше влияющую на итоговую картинку, — Баланс Белого (ББ/WB). Он отвечает за передачу цветов и их оттенков и зависит от цветовой температуры окружающей обстановки, которая измеряется в Кельвинах. Если на фотоаппарате неверно определяется белый цвет, то и другие цвета будут искаженными!

Три основных цвета, из сочетания которых рождаются все остальные, — красный, зеленый и синий. Они входят в зону видимого нами и линзами фотоаппарата света. Если цветовая температура низкая, то будет присутствовать цвета красной области, если же высокая – синей.

Общая световая тональность снимка будет зависеть и от неба, и местности, и таких отражателей как вода, горы и т.д. Таким образом, достаточно много факторов влияет на баланс белого. Если мы доверим камере определять эту настройку, то необязательно, что она выберет реалистичный вариант или тот, что нас бы устроил.

А цвет во многом влияет на восприятие всего снимка и еще на важный аспект – его атмосферу. Так что я всегда люблю сам выстраивать ББ, используя, если не полностью ручной режим, то хотя бы приближенное к нему – “ясно”, “облачно”, “лампа накаливания”, “вспышка” и т.д.

Работа с балансом белого

На самом деле, точный показатель баланса белого довольно просто выставляется на фотоаппарате, но все-таки требует некоторого времени и усилий. Сделать это можно несколькими способами.

  1. Способ № 1: По белому листу, чистому, без пятен и ровному. Сначала необходимо взять белый лист, хорошо подойдет офисная бумага размером А4. Снимаем лист так, чтоб он занял весь кадр. Заходим в меню фотоаппарата, выбираем функцию ручной настройки баланса белого и переходим к снимку белого листа. Нажимаем на “ок”: теперь камера будет ориентироваться на данный белый как на эталонный и уже можно не беспокоиться об искажении в цветопередаче.
  2. Способ № 2: По серой карте, средне-светлого оттенка. Считается, что такой цвет подходит идеально для выставления ББ, так как лишь серый в природе может присутствовать без оттенков, в отличие от того же белого. Мнение неоднозначное. Здесь аналогично, как в 1 варианте, необходимо сфотографировать специальную серую карту и среди всех снимков на фотоаппарате найти ее, выбрав в качестве основного цвета.
  3. Дополнительный способ: по руке. Бывают ситуации, когда ни карты, ни белого листа (или белой поверхности, например, стены) нет, тогда можно использовать фото своей руки, сделанном при наличном освещении, то есть ориентироваться на цвет кожи. Это помогает при портретной съемке, но все же метод по надежности уступает предыдущим.

Важно помнить! Если вы надеетесь один раз провести такое мероприятие с балансом белого, то спешите разочароваться – как только поменяется освещение или другие обстоятельства фотосъемки, все нужно будет делать заново.

В камерах разных производителей немного процесс выставления ББ может отличаться, но редко. К примеру, на никоне мы заходим в “Меню режима съемки”, далее “Баланс белого”: пункт “PRE” и “использовать изображение”. Остается только выбрать кадр из галереи и нажать “ок”. Надпись на дисплее “Получены данные” свидетельствует об успехе проведенной операции.

Более простой способ предполагает использование информационной кнопки “i”, потом джостиком переходим к “WB” и процесс повторяется. Только в этом случае мы не находим нужный кадр, а тут же делаем его.

ББ в графическом редакторе

Представьте, что вы сделали серию снимков, но, к сожалению, не удосужились проверить настройку баланса белого на камере. Теперь все кадры испорчены? Вовсе нет, все можно поправить. Да здравствуют всемогущие программы для обработки изображений! Наиболее популярными и широко функциональными среди них являются две – Lightroom и Photoshop.

В первой можно без труда редактировать большой объем фото и исправлять небольшие ошибки в плане цвета, света, убирать пятна, снижать шумы и прочее, вторая же более сложна в использовании и рассчитана на детальную работу с каждой картинкой, возможности ее практически не ограничены.

Давайте-ка я расскажу вам о том, как в лайтруме добиться идеального баланса белого, то есть когда цвета на картинке будут соответствовать цветам сфотографированной местности или объекта. И для этого тоже существуют разные пути, по сути ведущие к одному результату:

  • Регуляция бегунков “температуры” и “оттенка”. Как Вы можете увидеть, представлена гамма от синего до желтого и от зеленого до пурпурного. Двигаясь к синему, Вы сделаете изображение более холодным, с меньшей “желтизной”, а желтый, следовательно, придаст теплоты снимку. Усиление зеленого хорошо подходит для травы и деревьев, а вот на лице человека его стоит избегать, поэтому слегка можно уходить в сторону пурпурного.
  • Выбор “пипетки”. Выбрав эту опцию и кликнув на светло-серый (или же белый) цвет на изображении, можно автоматически получить нужные цвета. Будьте внимательны, программка не всегда справляется со своей задачей. Многое зависит от цвета и его качества, которые Вы выбрали как эталон для определения других цветов.
  • Тоновая кривая и работа с каждый цветом. Если, как Вам кажется, Вы максимально приблизились посредством методов выше к естественному (или желаемому) цветовому балансу, но все еще что-то не устраивает – попробуйте поиграть с цветами отдельно. Красный, зеленый и синий можно менять с помощью кривых: усилить каждый из них или уменьшить в определенной зоне кадра, светах и тенях. Другие цвета, например, малиновый, оранжевый, меняются в следующем разделе, ниже. И здесь можно задать их насыщенность, светлоту и оттенок.

Цветопередача на различных камерах

В зависимости от модели вашего фотоаппарата, цвета на самой фотографии могут обладать неким специфичным оттенком. Например, фотографии на canon часто получаются чересчур красными, nikon же может “желтить”. Не слишком приятно, правда? Но не стоит бояться, просто к этому нужно быть готовым.

Зная особенности своей камеры, можно создать пресет, то есть набор определенных настроек в том же лайтруме, и практически в один клик преображать цвета на фотографии.

Поэтому мой совет: если не хотите или не можете в силу внешних обстоятельств сразу же скорректировать ББ на фотоаппарате до съемки, фотографируйте в формате raw. Такие файлы будут, несомненно, большого объема, но именно в них сохранится максимально полная информация о фотографии.

При съемке в формате raw, баланс белого, выставить проще простого, например, в редакторе Lightroom. Для этого просто необходимо выбрать из имеющего списка, как показано на картинке ниже.

Важно! Здесь вам, моя большая рекомендация, фотографируйте в формате raw, желательно всегда. Я даже любую мелочь, снимаю в этом формате, при этом, я всегда контролирую любую фотографию.

В последствие это сыграет вам на руку при коррекции не только баланса белого, но и других параметров изображения в фоторедакторе.

На этом, буду заканчивать свою статью, надеюсь, теперь вы полностью знаете о таком параметре, как ББ. Если вам, более детально интересно узнать, о программе Lightroom и как с ней работать, могу порекомендовать видеокурс «Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа». Отличный курс, для молодого фотографа. Весь курс основан на примерах работы в программе лайтрум. Очень вам рекомендую!

Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа

Если вы совсем новичок и не разбираетесь в своем фотоаппарате, ниже приведенные курсы именно для вас. Вы изучите весь фотоаппарат и научитесь получать красивые фотографии.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для пользователей фотокамеры зеркальной CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для пользователей фотокамеры зеркальной NIKON.

Не забывайте делиться со статьей в социальных сетях, пусть и ваши друзья будут в курсе всех новостей фотоискусства. Пока, коллеги-фотографы. До новых встреч на моем блоге!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.

Рубрики: IT

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *