Интервью с Дарьей Кирьяновой, руководителем Нижегородского филиала Intel

В преддверии 8 Марта мы решили продолжить наше регулярное общение со специалистами компании Intel, но в этот раз выбрали необычного собеседника и задавали ему (ей!) вопросы, не включающие слова «процесссор», «ультрабук» или «доля рынка». Итак, нашим собеседником стала Дарья Кирьянова, чья должность официально звучит как «управляющий филиалом ЗАО “Интел А/О” в Нижнем Новгороде», но обычно она представляется просто директором Нижегородского подразделения Intel.

Даша, как ты относишься к 8 Марта, а также к «мужскому дню» 23 Февраля? Тебя ничего не смущает в праздниках по гендерному признаку? И зачем вообще они нужны в наше время?

Д. К.: В целом, я хорошо отношусь к праздникам, для меня это повод сделать что-то приятное моим близким и родным. Эти два праздника так близко по времени друг к другу, что традиционно их начали отмечать одновременно, где-то посередине и вместе. У меня нет ассоциации с политическим аспектом праздника 8 Марта, скорее это весеннее настроение, новые силы и повод сказать маме, какая она у меня хорошая. Делить людей по гендерному признаку — пусть этим занимается статистика, я же убеждена, что важны мысли, навыки, знания и впечатления.

Ты руководишь самым крупным территориальным формированием Intel в России. Это легче делать, будучи дамой, или же наоброт?

Д. К.: Путь к этой позиции был нелегким, но при этом довольно стремительным. Я работаю в компании 9 лет и начинала с рядовой позиции сервисного отдела в офисе Сарова. Каждый раз, поднимаясь на следующую ступень карьерной лестницы, сталкиваюсь с трудностями своего позиционирования. Возможно, это связано с тем, что я дама, возможно — с моим возрастом, но я поняла, что у каждого свои ценности, и именно они являются призмой, через которую на меня смотрят. Например, в подразделении Intel в Новосибирске, в котором средний возраст сотрудника больше 35, важна преемственность и отношение к научной среде, поэтому наличие степени МВА дало мне несколько очков при первом знакомстве. В Нижнем Новогороде период интеграции в команду занял довольно много времени, подавляющее большинство моих колег мужчины, и рецепт тут был совсем другой. Только когда я начала брать на себя ответственность, показывать реальные результаты своей деятельности и своим примером «заражать» окружающих, только тогда мое руководство стало реальным.

Как к твоему руководству относятся подчиненные-мужчины? А мужчины твоей семьи?

Д. К.: Начну с семьи: думаю, в моем случае это скорее исключение, что мой муж с большим уважением относится к тому, чего я достигла на сегодняшний день, и с большим достоинством принимает это, за что ему большое спасибо. На работе иногда приходится абстрагироваться от эмоциональной составляющей руководства, чтобы не давать повода сотрудникам вспоминать про «женскую логику», чрезмерную эмоциональность дам и снисходительность к блондинкам. Но не все так плохо — иногда то, что я дама, дает мне некоторые бонусы, улыбка делает собеседника мягче, внешний вид «расправляет» ему плечи, смех разряжает обстановку, и серьезный разговор превращается в приятную беседу.

Считаешь ли ты, что женщина-руководитель должна обладать какими-то особыми талантами? А в чем могут состоять ее особые достоинства?

Д. К.: Руководитель любого пола должен обладать особыми навыками и талантами, сейчас сложно быть формальным руководителем, которого кто-то назначил. Власть не дают, ее берут. Безусловно, нужно обладать лидерскими качествами, чтобы вести команду, иметь навыки стратегического управления, видеть глобальную цель, быть активным и ежедневно развиваться. В какой-то степени женщине проще, так как ей легче заниматься несколькими направлениями одновременно, держать несколько задач в голове и быстро переключаться. Правда, эти огромные списки в голове порой не дают уснуть.

В чем слабость женщины-руководителя?

Д. К.: Если говорить в общем, то, наверное, в том, что женщина по природе мягче, материнский инстинкт пожалеть, войти в чье-то положение и понять порой мешает эффективности. С другой стороны, можно и это обратить в достоинство: если сотрудник не боится поделиться проблемами и откровенен, то и ответственность за общее дело может разделить с руководителем.

Многие молодые дамы в наше время мечтают о карьере, подобной твоей. Что необходимо им для успеха?

Д. К.: Чтобы добиться успеха, надо этого хотеть, но не сидя у телевизора и мечтая о том, как круто было бы иметь должность директора, выписанную золотом на дорогой бумаге визитки, а реально ставя цели и предпринимая усилия для их достижения. Знаете, как говорила Раневская, чтобы похудеть, просто не надо есть. И очень важно учиться, развиваться. Вчерашняя я, со вчерашними знаниями и навыками, сто́ю меньше, чем сегодня; жизнь идет вперед, создается что-то новое и надо успевать расти, быть в тренде.

Чем бы ты занялась, если бы не твоя нынешняя работа?

Д. К.: Я думаю, моя работа была бы в любом случае связана с информационными технологиями, мне это очень интересно. А еще я бы обязательно пошла учиться снова — скажем, на летчика.

Чего бы ты хотела пожелать женщинам в честь их праздника?

Д. К.: Уверенности — уверенности в том, что мы можем больше, уверенности в себе, в собственных силах, в близких и в будущих планах. Наконец пришла весна, появились тюльпаны и греет солнце, это повод сменить прическу и купить новые туфли. С праздником, милые дамы!

Нам остается только от своего лица пожелать Дарье и всем нашим читательницам быть счастливыми и добиваться исполнения своих желаний. С праздником!

Взгляд изнутри: чем женщины-руководители лучше мужчин

Женский вопрос в индустриях, где до сих пор доминируют мужчины – например, в финансах или отраслевых компаниях, – до сих пор острый и неразрешенный. На протяжении моей карьеры мне чаще всего удавалось избегать конфликтов, но, с вероятностью 99% у каждой женщины бывают стрессовые моменты, когда приходится терпеть большое давление и чувствовать предвзятое отношение к себе.

Я возглавляю стартап в сфере эстетической медицины – компанию Suisselle. Мы производим медицинские препараты и оборудование для косметологических процедур и управляем их поставками по всему миру. Несмотря на большой опыт на руководящих позициях (а может, и именно из-за него), мне приходилось сталкиваться с вольной или невольной дискриминацией: отсутствием субординации, недоверием, сложностями в коллективе.

Несмотря на то, что на законодательном уровне права женщин защищены до кончиков волос, и существует много НКО и ассоциаций, которые занимаются проблемами равенства полов и защитой прав женщин, одно дело – инфраструктура для защиты прав, а другое – использование этих прав самими женщинами. По моему опыту, очень часто женщины сами уходят от ситуаций, где им приходится отстаивать свои права. Иногда легче согласиться, чем объяснить, почему нет уйти и промолчать, закрыть глаза на неприятную ситуацию, чем вступать в открытый конфликт. Многие знакомые женщины на лидерских позициях, которые попадали в такие ситуации, чувствуют стыд и даже беспомощность, не видят решения проблемы и решают уйти.

Кому в Европе жить хорошо

Богатый опыт проведения собеседований на лидерские позиции с женщинами подсказывает мне, что до сих пор опытных и талантливых женщин-управленцев ценят меньше. Несмотря на то, что я искренне считаю, что Швейцария – идеальное место для развития бизнеса, европейские страны, включая ту самую Швейцарию, до сих пор отличаются традиционным складом: во главе стоят исключительно мужчины. По данным Европейской комиссии, в прошлом году крупнейшие европейские публичные компании могли похвастаться лишь чуть больше 23% женщин в составе своих директоров.

Ожидания от мальчиков и девочек в образовании и карьере также отличаются. Европейские женщины в среднем зарабатывают на 16% меньше, чем мужчины. В Швейцарии, где базируется компания Suisselle, очень распространена неполная занятость среди женщин – они зарабатывают на 31% меньше, чем неполно занятые мужчины, согласно данным Swiss Federal Statistical Office.

Я представляю стартап-мир и в нем вижу большое неравенство. Женщины в мире предпринимателей представлены очень мало – например, это было очевидно из моего опыта прохождения программы Executive MBA в Политехническом университете Лозанны в Швейцарии. Почему? Есть ли отличия в управлении коллективом со стороны женщины и со стороны мужчины?

О разнице между мужчинами и женщинами на руководящих позициях

По моему мнению, женщинам присуща осторожность и желание избежать чрезмерного риска. Большинство стартапов терпят неудачу – в некоторых странах этот показатель достигает 95% (в Швейцарии это около 70-80%) – возможно, поэтому эта сфера не так привлекательна для женщин, как стабильная работа в устоявшейся компании.

По моему мнению, отвечать на вопрос о разнице между руководителем-мужчиной и руководителем-женщиной в оторванном от реальности вопросе не имеет смысла, потому что любой лидер вне зависимости от пола – это его или ее страна (как рождения, так и проживания) + промышленность, в которой он или она задействованы + культура + школьное и университетское образование + школа мысли + стиль управления (бывают мягкие мужчины-руководители и авторитарные лидеры-женщины) + многое другое.

Да, между женщинами и мужчинами есть различия. Но, на мой взгляд, важнее различия между отраслями, корпоративными культурами компаний и стилями управления. Все мои руководители отличались друг от друга. Когда я нанимаю человека, я смотрю на опыт в отрасли и правильное отношение к работе. С другой стороны, я думаю, что некоторые качества, которыми обладают женщины, делают их лучшими руководителями. Гибкость, эмпатия, умение вести переговоры и находить решения в трудных ситуациях, творческий подход. Управленцу крайне важно уметь понимать людей, видеть сильные стороны сотрудников и получать от них лучшее для конкретной задачи.

Мне кажется, что женщины лучше понимают людей вокруг, чувствуют их на интуитивном уровне. На мой взгляд, здесь что-то вроде материнского инстинкта, который позволят наладить связь с человеком, понять его и найти лучшие точки соприкосновения для более эффективной работы.

Что делать? Рекомендации для сильных женщин

Получайте помощь. К успеху в одиночестве прийти почти невозможно. Мой опыт подсказывает, что одним из важнейших секретов успеха в бизнесе становится правильно подобранная и сплоченная команда профессионалов. Очень важна способность наладить профессиональные связи с нужными людьми. Например, когда мы только начинали бизнес в Швейцарии, в начале помогали чиновники из департамента экономического развития кантона Во. Я посещала миллион мероприятий для нетворкинга, где знакомилась с экспертами в разных сферах, которые помогли мне в развитии компании, а некоторые из них стали моими партнерами по бизнесу. Стартаперам типа меня при выходе на рынок помогает Швейцарский центр содействия бизнесу в России и кантональные департаменты экономического развития. Они сводят с нужными людьми, консультируют, в некоторых случаях берут на себя общение с чиновниками.

Сюда же относится и бизнес-образование. Я уверена, что качественное высшее образование и общение с единомышленниками в университете – важная часть личностного и карьерного роста. Когда я проходила программу Executive MBA, я занималась в одном потоке с такими же, как я – начинающими предпринимателями, которые обдумывали, как воплотить свои идеи в бизнесе.

А когда у вас хорошее образование в финансах или сфере управления, вы чувствуете себя более уверенной и обладаете большим количеством инструментов для решения всевозможных проблем в бизнесе. Ваша уверенность в свои силах и «ноу-хау» в управлении компанией чрезвычайно важны для сотрудников и для вашего профессионального имиджа.

Вздохните и подождите следующего утра. Мне кажется, рабочие конфликты нужно решать сразу же, но иногда спорные ситуации возникают на фоне усталости, стресса или даже легкого опьянения. Простое правило – давать небольшую скидку людям на их слабости всегда мне помогало. Проигнорируйте, поменяйте тему или уйдите от конфликта, пока человек не осознает, что сделал и ему не станет стыдно. А на следующее утро начните новую главу. Эмоции могут плохо отразиться на вашем имидже, а свои границы лучше отстаивать в профессиональной и корректной манере.

Отбросьте страх. Некоторым женщинам не хватает уверенности в себе и драйва, чтобы двигаться вперед. Много раз я видела умных женщин, у которых есть большой потенциал, но из-за отсутствия уверенности и драйва нет позитивного отношения к работе: «да, я смогу». Это негативно влияет на шансы на продвижение по карьере. Чтобы подняться по карьерной лестнице, нужно обрести позитивное отношение к делу, драйв и уверенность в себе (а еще короткую юбку – красиво же).

Оставайтесь уверенными и не стесняйтесь двигаться вперед в области, где преобладают мужчины, потому что такие сферы нуждаются в сильных, умных и динамичных женщинах. Вы должны постоянно работать над теми компетенциями, которые станут вашим ценнейшим профессиональным активом. Например, я считаю, что у истоков успеха любого начинания находится ваше умение строить правильные и до мелочей выверенные планы. Потом важнейшим становится умение эффективно и без колебаний переходить от планирования к действию. Такой подход к строительству собственной жизни и бизнеса позволит вам всегда оставаться ценным сотрудником или эффективным руководителем, привносить в рабочий процесс что-то уникальное, ценное и новое.

Рубрики: IT

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *