Управление цветом

В системах цифрового представления цвета, управление цветом — это контролируемое преобразование между разными моделями представления цвета различных устройств, таких как сканеры, цифровые фото- и видеокамеры, мониторы, экраны телевизоров, принтеры и т. д.

Основная цель управления цветом, обеспечить хорошее соответствие цветопередачи у различных устройств. Например, видео, должно давать одинаковые цвета на компьютерном мониторе, на плазменном экране и на единичном кадре, распечатанном на принтере. Управление цветом позволяет добиться одинаковых видимых результатов на всех этих устройствах, при условии, что они одинаковы в возможностях передачи заданной интенсивности цвета.

Частично эта технология включена в операционную систему, вспомогательные библиотеки, приложения и устройства. Для обеспечения кроссплатформенности, используются ICC- совместимые системы управления цветом. Международный консорциум по цвету (International Color Consortium, ICC) — это индустриальный консорциум который создал открытый стандарт Color Matching Module(CMM)(модуль цветового соответствия), действующий на уровне операционной системы, а также цветовые профили ICC для устройств и рабочих пространств(working spaces) (цветовые пространства, доступные для работы пользователей), помимо прочего существуют профили, встраиваемые в устройства. Всё это обеспечивает полноценный процесс преобразования цвета от источника к приемнику.

Существуют также другие решения, подходящие для управления цветом, помимо использования ICC-профилей. Это отчасти связано с историей вопроса и частично из-за некоторых нужд, которые ICC стандарт обеспечить не в состоянии. Фильмы и индустрия телевещания используют множество схожих концепций, но они гораздо чаще ориентируются на узкие решения. Кино-индустрия, например, часто использует 3D LUT (таблица поиска) для представления полного цветового преобразования. На потребительском уровне, управление цветом в настоящее время применяется чаще к статичным изображениям, чем к видео, поскольку управление цветом на уровне видео, всё ещё в зачаточном состоянии.

Аппаратное обеспечение

Описание процесса

См. также: ICC-профиль

Для того чтобы различные устройства вывода вели себя предсказуемо, они должны быть откалиброваны в соответствии со стандартным цветовым пространством. Для настройки цветов устройств используются колориметры и спектрофотометры, некоторые устройства (например, монитор) допустимо калибровать «на глаз». В качестве промежуточного результата, гамма устройства описывается в форме беспорядочных измерительных данных. Преобразованием сырых данных в более формальный вид занимаются отдельные приложения. Процесс называют профилированием. Профилирование — сложный итеративный процесс, включающий математику, интенсивные вычисления, тестирование и визуальный анализ. После завершения профилирования, на выходе получаем идеализированное цветовое описание устройства, называемое ‘цветовой профиль’.

Калибровка

Калибровка похожа на снятие характеристик устройства, однако, может также включать в себя настройку самого устройства. Иногда управление цветом можно несколько упростить, калибруя устройства, с целью приведения их к основному стандартному цветовому пространству, такому как sRGB; если такое калибрование проведено хорошо, то в преобразовании цветов вообще нет необходимости — все устройства будут отображать цвета согласованно. sRGB стандарт был разработан для того, чтобы избежать сложностей цветовой калибровки.

Цветовое преобразование

Цветовое преобразование, или конвертирование цветового пространства — это перенос цвета из одного цветового пространства в другое. Это вычисление необходимо всякий раз, когда данные продвигаются по цепочке цветового управления. Преобразование профилируемой цветовой информации для различных устройств вывода, достигается путём привязки данных к стандартному цветовому пространству. Довольно просто конвертировать цвета одного устройства к выбранному стандарту, а от него перейти к цветовому пространству другого устройства. Убедившись, что эталонное цветовое пространство охватывает большинство цветов, которые может различить человек, его можно использовать для обмена цветами между различными устройствами вывода. Эти преобразования осуществляются двумя профилями (исходным и целевым) или профилем, который привязан к устройству.

Объединенное цветовое пространство

По определению ICC, преобразование между двумя цветовыми пространствами может происходить через объединенное цветовое пространство(profile connection space,PCS): Цветовое пространство 1 → PCS (LAB или XYZ)→ Цветовое пространство 2; преобразования к и от PCS — определяется профилем.

Карта спектра

Поскольку устройства воспроизводят цветовой спектр урезанным (воспроизводимые устройством цвета как правило «уже», чем общий спектр, доступный человеческому глазу), они нуждаются в некоторой перестановке цветов у краев их урезанного спектра, иначе цвета, которые устройство не может отобразить, будут просто «обрезаны». Например темный насыщенный сиренево-голубой цвет обычного компьютерного монитора как правило невозможно распечатать на бумаге с обычным CMYK принтером. Ближайшее приближение по доступному принтеру спектру, будет гораздо менее насыщенным. И наоборот, в чернильных принтерах смесь голубого цвета, состоящая из насыщенного средней яркости сине- зеленого цвета, находится за пределами цветового охвата обычного компьютерного монитора. Система управления цветом может использовать различные методы для хранения достигнутых результатов, и дает опытным пользователям контроль над поведением карты спектра.

Целевая визуализация

Когда размер спектра исходного цветового пространства превышает размер конечного цветового пространства, насыщенные цвета подлежат обрезанию, или, более формально, «пережиганию» цвета. Модуль цветового управления может обработать эту задачу несколькими различными способами. Спецификация ICC включает целых 4 разных способа визуализации: «абсолютная колориметрия», «относительная колориметрия», «по восприятию» и «насыщенности».

Абсолютная колориметрия

Абсолютная колориметрия и относительная колориметрия как правило используют одну и ту же таблицу но отличаются по выравниванию белой точки. Если выводящее устройство имеет более широкий спектр, чем исходный профиль, то есть все цвета представленные на входе, могут быть отображены на выходе, при этом используется визуализация с помощью абсолютной колориметрии. Этим способом можно получить «идеальное преобразование» (за исключением шумов, точности), поскольку оно дает точное отображение представленных CIELAB величин. По восприятию цвета могут являться неверными, но инструментальное измерение исходного цвета будет совпадать с конечным. Цвета, находящиеся за границами воспроизводимого цвета, будут перенесены к краю цветового спектра выводящего устройства. Абсолютная колориметрия полезна, когда необходимо получить точный цвет или оценить точность методов «приведения к границе».

Относительная колориметрия.

Выполняется с целью правдоподобного воспроизведения выбранного цвета. Очевидно, что здесь тоже происходят некоторые преобразования карты спектра. Обычно при получении оттенка и яркости, жертвуют насыщенностью. Относительная колориметрия — основное средство цветового преобразования для большинства систем.

Насыщенность и восприятие

Этот метод применяется, когда результат сильно зависит от обработчика профиля. Конкуренты данной сферы поддерживают этот метод по разному. Метод используется создателями профилей, для удовлетворения разных потребностей: для ярких красивых изображений существует необходимость «натурального» воспроизведения цвета, в то время, как для бизнес графики отображение делают более насыщенным. Эффект достигается за счет различных визуальных преобразований а также использования различных карт спектра. Рендеринг по восприятию рекомендован для разбиения цветов.

На практике, фотографы почти всегда используют либо относительную обработку, либо по восприятию, поскольку для реальных изображений, важнее цветовой оттенок, тогда, как насыщение выводит не натуральные цвета. При относительной обработке, цвета, которые вышли за карту спектра, просто приводятся к её краю, в то время как обработка по восприятию сглаженно сдвигает цвета внутрь целевой карты спектра, сохраняя градации, однако в то же время искажает внутренние цвета карты спектра в процессе обработки. Когда изображение целиком лежит в пределах целевой карты спектра, преобразование проходит превосходно, однако, когда некоторые цвета изображения выходят за пределы карты спектра(целевой), цвета ведут себя по-разному от случая к случаю.

Изменение насыщенности наиболее полезно в графиках и диаграммах, которые содержат дискретную палитру цветов, некоторые из которых можно сделать более насыщенными. Применяется, когда оттенок не сильно важен.

Реализация

Данный метод реализуется на 3 уровнях: в модуле цветовой обработки, на уровне операционной системы, и на уровне отдельных приложений.

Модуль цветовой обработки

Модуль цветового соответствия (также — метод или система) — это программный алгоритм, который корректирует цветовые данные, полученные от или отправляемые в различные устройства, таким образом, чтобы цвета, которые они отображают, согласовались друг с другом.

Основная проблема состоит в том, что не существует универсального способа, как обработать цвета, которые не могут быть отображены конечным устройством. Как правило настройку производят так, чтобы различные устройства выдавали визуально одинаковые цвета(насколько это возможно). Для этой проблемы нет универсального решения, и исполнение зависит от возможностей каждого конкретного метода преобразования цветов.

Некоторые известные CMM(от англ. Color Matching module- модуль цветового соответствия) — это ColorSync, Adobe CMM,LittleCMS и ArgyllCMS

Уровень операционной системы

С 1997 управление цветом в Windows осуществляется на уровне операционной системы, с помощью ICC системы. Начиная с Windows Vista, Microsoft ввела новую цветовую архитектуру, известную, как Windows Color System. Эта система дополняет систему ICM, присутствующую в Windows 2000 и Windows XP.

Apple’s операционная система Mac предоставляет управление цветом на уровне операционной системы с 1993, при помощи ColorSync.

Операционные системы, использующие X Window System для отображения графики, применяют ICC-профиль и поддерживают систему управления цветом Linux Color management, которая все еще не сильно развита, по сравнению с другими платформами. Система координируется через OpenIcc на freedesktop.org и использует LittleCMS.

Уровень приложений

Большинство интернет браузеров игнорирует цветовые профили. Исключение составляют Safari, начиная с версии 2.0 и Firefox, начиная с версии 3.0. Хотя опция отключена по умолчанию в Firefox 3.0, пользователи могут включить ICC 2 и 4 версии, используя дополнение к браузеру, или установкой значения «gfx.color_management.enabled» в «true». Начиная с Firefox 3.5 управление цветом активно по умолчанию только для изображений, являющихся ярлыками, но ограничено версией 2 ICC, ввиду изменений в системе управления цветом, начиная с версии 3.0. Internet Explorer 9 будет первой версией браузера, которая будет поддерживать ICC профили. FastPictureViewer — коммерческий просмотрщик изображений для Windows, предоставляет полную поддержку систем управления цветом (профиль монитора и профили изображений).

> См. также

  • Международный консорциум по цвету

Настройка принтера. Что такое ICC-файл

Кто из владельцев струйного печатающего устройства ни разу самостоятельно не заправлял свой принтер? Таких людей крайне мало. Покупка нового оригинального картриджа по окончанию чернил в «родном» – удовольствие не из дешевых. Поэтому большим спросом сегодня пользуются разного рода системы непрерывной подачи чернил и методы повторной заправки оригинальных одноразовых картриджей. Наверное, многие также замечали, что после смены чернил на «неоригинальные» цветопередача принтера существенно ухудшается. Ситуация требует дополнительной настройки принтера. Нередко это связано со значительной затратой времени и распечатыванием пробных фотографий. В некоторых случаях добиться желаемого качества очень трудно. Причина заключается в неподходящей настройке цветового пространства принтера. Если говорить простыми словами, используемые драйвером принтера пропорции смешивания чернил по умолчанию рассчитаны только на «родные» чернила. Сведения об этих пропорциях содержатся в специальном файле, называемом ICC-профилем. Поменяв этот файл на другой (подходящий для новых чернил), проблему можно решить. Нужный ICC-профиль, учитывающий не только используемые чернила, но и тип предпочитаемой бумаги, очень часто можно абсолютно бесплатно найти в Интернете. Это я вам и рекомендую попытаться сделать при помощи Гугла, Яндекса или любой другой поисковой системы. Шансы его найти довольно высоки для принтеров популярных и распространенных моделей (принтеры Epson, Canon, HP и др.). На платной основе можно также заказать настройку принтера путем создание индивидуального ICC-профиля у специалистов. В этом случае, вы гарантированно получите высокую реалистичность цветопередачи, поскольку профиль изготавливается на основании тестовых образцов (цветовых мишеней), распечатанных на конкретном (именно вашем) принтере. Но этот вариант больше подойдет профессионалам и людям, готовым выложить за ICC-файл определенную сумму (от 25 дол. США).

Как изменить цветовой профиль принтера (Часть 1)

Из этой статьи вы узнаете о том, как самостоятельно и без дорогостоящего оборудования отредактировать цветовой профиль вашего принтера. Этот способ подойдет, как для обычной печати фотографий, так и для сублимационного переноса, как в моем случае. Итак, поехали! До поры до времени я и не задумывался об изменении цветового профиля своего принтера для сублимационной печати. Чернила, которыми я пользовался изначально, прекрасно передавали цвета и не врали на стандартных настройках принтера. А на различных печатных форумах то и дело попадались на глаза мольбы о помощи разобраться с цветопередачей. У одного лица выходили красными, у другого белый цвет не белый, а бежевый, ну а у третьего черная заливка получалась грязно-зеленой. Я еще удивлялся, отчего у людей возникают разного рода проблемы, я вот залил чернила и сразу все заработало. Но, как говорится, все бывает в первый раз. Спустя полгода работы решил я сменить сублимационные чернила на другого производителя. Причем принтер остался прежним. Купил чернила и новые перезаправляемые картриджи к ним. Установил их в принтер, залил чернила, напечатал образец и офигел — лица стали неправдоподобно красными, серый цвет превратился в зеленый. Кинулся решать проблему. В настройках печати принтера на вкладке Расширенные (Advanced) зашел в меню Цветокоррекция (Color Controls) и, нажав на кнопку Настройки (Settings) перешел в окошко, где можно вручную с помощью ползунков отрегулировать тот или иной цвет.

Немного помогло. По крайней мере я смог допечатать заказ, который «висел» тогда на мне.

Но было понятно, что всегда так настраивать принтер не получится — настройки слишком грубые и не точные. Тут я и вспомнил про тех форумчан, что попали в такую же ситуацию, что и я. Их проблемы вдруг стали такими родными и близкими.

Одним словом, я стал выискивать нужную информацию, которой, к слову, в интернете оказалось довольно много. Правда советы различных гуру часто были довольно противоречивы. Собрав нужное, переварив и отбросив мусор, мне удалось довольно неплохо отредактировать свой цветовой профиль. И теперь о том, как это сделать, я хочу рассказать вам, мои читатели.

Постараюсь объяснять свои действия простым понятным языком, дополняя свой рассказ изображениями. Думаю, разобраться с профилем сможет даже новичок.

Для начала, совсем чуть-чуть теории. Что такое цветовой профиль принтера?

Говоря простым языком, цветовой профиль — это набор команд для принтера, записанных в виде файла. Благодаря алгоритму, записанному в этом файле, принтер знает сколько, каких чернил и в каком месте печатного листа ему вылить во время работы.

Вы наверняка видели в окне настроек печати различные режимы — Глянцевая бумага, Матовая, Суперглянцевая и т. д. Под каждой такой настройкой скрывается отдельный цветовой профиль с набором команд, подходящим для выбранного типа бумаги.

До тех пор, пока вы используете оригинальные картриджи и фотобумагу, рекомендованную фирмой-производителем, проблем с печатью у вас не возникнет. Фотографии будут великолепного качества. Вот только стоимость этих фотографий вас немного напряжет. Увы, оригинальные расходники очень дороги.

Поэтому приходится искать альтернативу на стороне — устанавливать СНПЧ или ПЗК и заливать в них чернила сторонних производителей. В результате себестоимость печати составляет копейки, но в ответ могут возникнуть проблемы с цветопередачей. Ведь производитель затачивает профили под свои чернила и бумагу. До ваших проблем, связанных с чужими чернилами, ему дела нет.

К счастью, проблема легко решается простым профилированием принтера. И хотя многие считают, что это очень сложная процедура, которая по силам только специалистам, я постараюсь доказать вам обратное. В домашних условиях это по силам каждому.

Стоит оговориться, что для профессионального профилирования, в котором используется дорогой прибор спектрофотометр, данный способ не годится. Для профессиональной настройки профиля с идеальной цветопередачей вам стоит обратиться к специалистам. Найти их в интернете очень просто, набрав в Яндексе соответствующий запрос.

Если же ваши руки растут из нужного места и вас устроит коррекция цвета, что называется, на бытовом уровне, то эта статья для вас. Читайте дальше и повторяйте за мной.

Цветовой профиль строится под конкретный принтер, чернила и бумагу. Помните об этом и всегда используйте одни и те-же расходники и настройки.

Для печати фотографий и картинок будем использовать связку:

Принтер — Чернила — Бумага

Здесь коррекцию нужно вести, ориентируясь на конечный бумажный отпечаток.

Для сублимационной печати в нашу связку добавляется четвертое звено:

Принтер — Чернила — Бумага — Сублимационная заготовка (ткань, кружка и прочее)

В этом случае корректировать профиль будем опираясь на отпечаток именно на этой заготовке, а на бумажный отпечаток внимание обращать НЕ БУДЕМ. Надеюсь, это понятно?

Итак, поехали!

Для работы нам понадобятся программа Adobe Photoshop и плагин к ней Color DarkRoom. Плагин вы можете производителя. Правда просят за него 75 американских рублей, но, я думаю, любой желающий легко в сети найдет лекарство от этой проблемы:) Скачав плагин, начинаем его установку. Сначала плагин устанавливается в папку с вашей ОС, по умолчанию С:\Program Files\AMS\Color DarkRoom. Затем, во время установки нужно указать папку с плагинами программы Photoshop. Это — С:\Program Files\Adobe\Adobe Photoshop\plugins или в старых версиях С:\Program Files\Adobe\Adobe Photoshop\Внешние модули\Фильтр Теперь, запустив программу Photoshop, откройте цветовую карту, с помощью которой мы будем редактировать наш профиль. Идете Файл—Открыть—С:\Program Files\AMS\Color DarkRoom\Color_Card.

Цветовая карта появилась в окне программы.

Стоит сказать, что плагин Color DarkRoom работает с профилями, имеющих расширение *icm. Если же у вашего профиля расширение *icc, не страшно — вам просто надо расширение файла изменить на нужное.

Шаг 1-й:

В первую очередь нужно узнать, какой профиль в данный момент использует ваш принтер. Заходим в меню Пуск—Устройства и принтеры. На нужном нам принтере кликаем правой кнопкой мыши и выбираем пункт Свойства принтера:

Теперь переходим на вкладку «Управление цветом» и жмем кнопку с тем же названием:

Далее в окошке выбираем наш принтер и видим внизу имя нашего профиля. Запоминаем его:

Если в этом списке несколько профилей, то запоминаем название того, рядом с которым в скобках написано (по умолчанию).

Теперь нам нужно сменить расширение профиля, если оно у вашего файла, как и у меня *icс. Все профили принтера, используемые на вашем компьютере хранятся в папке C:\Windows\Sistem32\spool\drivers\color. Заходим в нее, ищем нужный нам профиль (имя мы запомнили ранее) и в этой же папке сохраняем его копию с другим именем. Это очень важно — не трогайте оригинал профиля, работайте с копией! Я назвал свой профиль — «Майки-Сублим-00». Если нужно, меняем ему расширение. После этого папку можно закрыть.

Шаг 2-й:

Нам нужно распечатать цветовую карту с изначальным профилем, чтобы знать, какие цвета будем регулировать. Печатать можно абсолютно из любого редактора, например из Фотошоп, пройдя Файл—Печатать:

Установите нужные настройки:

1- выберете в окне ваш принтер;

2- установите положение печатного листа;

3- снимите галочку «по центру» и, с помощью мыши разместите изображение, как вам нужно;

4- уменьшите масштаб, чтобы не тратить попусту бумагу и чернила;

5- не забудьте установить «цветом управляет принтер», ведь печатать мы будем через профиль принтера.

Для профилирования сублимационного принтера, как в моем случае, нужно еще перевести изображения на футболку, кружку или любую другую, нужную вам заготовку.

От прошлых опытов у меня осталась бежевая ткань. Ее я и буду использовать. Делать я это буду только, чтобы показать вам свои шаги. Вам же нужно использовать именно ту заготовку, на которой будете в последствие печатать.

Вот мой отпечаток:

На изображении вокруг отпечатков виден какой-то муар. На самом деле его нет, это проделки сканера. Не обращайте внимания.

Достаточно посмотреть на серую шкалу, чтобы увидеть явный уход цветов в сторону красного. Теперь понятно откуда берутся красные лица на фотографиях. На цветной шкале искажений почти не видно. Тем лучше, значит достаточно будет выравнить градацию серого и наш профиль будет в порядке.

Читать продолжение…

Смотрите также — Профилирование принтера с помощью сканера

Рубрики: IT

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *