Портативный ЦАП и усилитель для наушников Fiio E17K — апгрейд бестселлера

Портативный ЦАП, совмещенный с усилителем для наушников E17 от компании Fiio, быстро завоевал популярность сразу после релиза в начале 2012 года. С тех пор прошло немало времени, и настала пора обновления, традиционно для компании, получившего индекс E17K и кодовое имя Alpen 2. Что же в нем нового?

Первое, что Fiio изменили в устройстве — это дизайн. Кнопок стало сильно меньше, им на смену пришло боковое колесико, которое можно вращать и нажимать. Немного иначе распределены размеры корпуса, E17K стал чуть выше и шире, но тоньше. Оба этих изменения идут на пользу при использовании Alpen 2 в «бутерброде» с другим устройством: во-первых, связка получается тоньше, во-вторых, громкость регулировать с помощью колесика намного удобней.

Экран стал контрастным, черно-белым, он лучше читается на ярком свету. MicroUSB-порт, размещенный внизу, совмещен с док-разъемом для использования E17K с будущим настольным усилителем для наушников E09S, который будет анонсирован позже (также с ним будут работать и плееры Fiio X1, и будущие X3K и X7).

E17K лишился оптического входа, так как количество источников с таким выходом с каждым годом все уменьшается, поэтому из вариантов подключения остались только USB, коаксиальный и линейный входы. В компании наконец-то отказались от использования Tenor в роли USB интерфейса и взяли хорошо зарекомендовавший себя последние годы чип SA9027. Это позволило поднять частоту и битовую глубину поддерживаемых форматов до 96 КГц и 32 бит соответственно, а также добавить поддержку DSD (при использовании ASIO драйвера). Также благодаря использованию этого чипа E17K наверняка должен без проблем работать с Android- и iOS-устройствами (я лично не проверял, но сомнений мало).

Претерпела изменения и начинка. WM8740 от Wolfson был заменен на PCM5102, в роли низкочастотного фильтра использован OPA1622, а усилитель строится на связке OPA1642 и LMH6643.

Так как E17K приходит на смену E17 (последний уже снят с производства), то рекомендованная цена его составляет те же 130 долларов. В планах компании выделить портативные ЦАП с усилителями в отдельную линейку с индексом Q, E17K в ней получит индекс Q3 и будет средней моделью, флагман Q5 будет объявлен позже, и, судя по тому, что его конкурентом будет считаться Sony PHA-3, устройство нас ждет весьма интересное.

Дизайн и управление

Внешний вид E17K очень лаконичен, маленький параллелепипед из алюминия черного цвета с приятной текстурой металла. На передней панели размещен небольшой черно-белый экран, кнопка включения и возврата из подменю, вписанная в круглый индикатор и кнопка выбора источника/блокировки. Экран используется для отображения громкости, частоты дискретизации и битовой глубины сигнала, уровня заряда аккумулятора и источника звука. Он хорошо читается на солнце, в меню можно настроить время его выключения. Индикатор, совмещенный с кнопкой питания, светится синим цветом при включении устройства, красным — при заряде, фиолетовым — если заряд идет одновременно с работой. Вторая кнопка при коротком нажатии переключает источники сигнала (USB/Coax/Aux), при длинном — включает режим hold, блокируя управление.

Со времен использования телефона Sony J7 я считаю колесико с возможностью нажатия одним из лучших элементов управления для устройств с простым меню. Поэтому наличие такой крутилки на левой панели устройства — очень порадовало. По умолчанию, вращение этого колесика регулирует громкость (60 шагов цифровой регулировки), нажатие на него показывает простое меню с настройками. Для перемещения по меню используется то же колесико, нажатие на него выбирает нужный пункт, короткое нажатие кнопки питания работает как возврат на уровень выше. В меню вы можете настроить: уровень баса и высоких частот (±10 шагов), баланс каналов, гейн, зарядку от USB, таймер автовыключения, максимальный уровень громкости, запоминание выбранной громкости при выключении, посмотреть версию прошивки и сбросить все настройки в значение по умолчанию. Опасаться случайных нажатий на это колесико не приходится, во-первых, оно закрыто пластиковой накладкой, во-вторых — сила клика подобрана очень правильно.

Из всех настроек стоит отметить выключение зарядки от USB, эта опция полезна при использовании E17K с мобильными устройствами. Кроме этого, отключение цепей заряда аккумулятора должно положительно сказываться на звук при работе с компьютером по USB.

На нижней панели размещен MicroUSB-разъем для подключения к компьютеру, он же будет использоваться в роли док-разъема в будущем. На верхней панели — три гнезда доступных входов-выходов.

Правая сторона и «спина» плеера элементов управления лишены.

Время работы Aplen 2 очень неплохое, у меня в ходе тестов оно составило порядка 16 часов, время зарядки от зарядного устройства для iPad — около 3 часов 25 минут.

Звук

Для прослушивания плеера использовались следующие наушники:

  • HiFiMan Re600
  • Philips Fidelio X1
  • Dunu DN-2000
  • Lear LUF-4F
  • Rhapsodio RTi1

Любители гадания по микросхемам сразу после анонса E17K стали выражать свое разочарование, ведь в глобальном «табеле о рангах» WM8740 числится ЦАПом лучше, чем PCM5102, который пришел ему на смену. Но на самом деле это сложно назвать потерей, поскольку разница между этими чипами не столь велика. В портативном устройстве при ограничении доступных размеров и питании от аккумулятора, обеспечить правильную «обвязку», которая позволит раскрыть эту разницу, малореально, и куда большую роль играет усилительный блок, идущий после преобразователя. Более того, PCM5102 изначально проектировался как более простой в «приготовлении» ЦАП, поэтому E17K демонстрирует результаты лучше, чем у его предшественника.

При оценке Alpen 2 стоит понимать, что от устройства за 130 долларов странно требовать того же, что от более дорогих, но даже без поправки на цену новинка показывает себя очень неплохо. Fiio удалось ощутимо улучшить звук E17 в этом апдейте, E17K звучит нейтральнее и передает больше деталей, лучше стала и отработка атак.

Бас хорош и количественно, и качественно. Разумеется, в столь малом объеме сложно реализовать НЧ с идеальным контролем и скоростью атаки, но E17K делает очень многое для того, чтобы приблизиться к уровню топовых решений. Многоступенчатая регулировка баса позволяет подстроить количество НЧ в зависимости от личных предпочтений и наушников.

Средние частоты — хороши по детализации и передаче информации, Alpen 2 не привносит в них отсебятины, что хорошо сказывается на построении объема и передаче нюансов.

Высокие частоты — ненавязчивые. Им немного не хватает протяженности, но для этой ценовой категории это нормально. Имеется регулировка ВЧ, которая помогает справиться с яркими наушниками, добиваясь неутомительного звучания.

Запас по мощности у E17K достаточен для большинства нетугих наушников, с высокоомными решениями и тугими накладными моделями он, конечно, не справляется, но такой цели его разработчики перед собой и не ставили.

Как выбрать ЦАП?

Раньше основным источником цифрового звука были стационарные CD проигрыватели. Сегодня источников существенно больше и среди них основным является компьютер. Если не считать узкоспециализированных студийных звуковых карт, то обычные карты являются сильным компромиссом с точки зрения качества звука, т.к. им приходится работать внутри системного блока компьютера с большим количеством внутренних наводок и нестабильным питанием. Внешние ЦАП являются отдельным устройством и изначально лишены проблем с питанием.

Antelope Zodiac Gold 384 kHz DAC GOLD

ЦАП-ы различаются как звучанием, так и совместимостью с внешними устройствами. Некоторые ЦАП имеют только один тип цифрового входа, оптический (Toslink) или электрический (чаще всего выполнен в виде коаксиального RCA — SPDIF).

Оптическое соединение предпочтительно для минимизации земляных петель между устройствами. Минусом оптической связи является невысокая гибкость оптического кабеля (сложно использовать для связи портативной или компактной близкорасположенной техники) и небольшая допустимая длина кабеля, обычно до 5 метров.

Электрический тип связи удобен для использовании практически любой длины кабеля. Минимальная длина ничем не ограничена, а максимальная длина будет зависеть от таких факторов, как наводки на кабель. При использовании слишком длинного кабеля, может существенно вырасти джиттер и ЦАП не сможет распознать входной сигнал. Недостатком является вероятность образования земляных петель между устройствами. Так же такие кабели можно коммутировать только при выключенных устройствах, во избежание искры при подключении.

В студиях используется усовершенствованный вариант электрического соединения AES/EBU, который использует балансные кабели. В отличии от обычного SPDIF, такой тип кабеля не подвергается наводкам и его можно использовать практически любой длины.

Все эти цифровые входы и выходы могут быть у CD или DVD проигрывателя, у портативного плеера или звуковой карты. У каждого ЦАП есть свой перечень поддерживаемых частот дискретизации и разрядности.

Последнее время получает распространение соединение ЦАП по USB. В отличии от обычных цифровых входов, выход для USB есть только у компьютеров. Перечень поддерживаемых частот дискретизации и разрядности зависит только от принимающего контроллера, встроенного во внешний ЦАП. Некоторые ЦАП могут работать по такому соединению только после установки собственного драйвера в компьютер.

Какой из цифровых входов лучше? Все зависит от устройства, где-то лучшим является USB, где-то SPDIF/Toslink. При выборе ЦАП обязательно проверьте, какие типы цифровых выходов есть в вашей системе, что бы все можно было скоммутировать наиболее удобным образом.

Рубрики: IT

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *